Кукла – одна из самых древних игрушек, которая по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых в современном мире. Она соединяет в себе представление о бытии и небытии, о жизни и смерти. Во многих культурах существовали поверья, что простая тряпичная куколка может оградить от бед, сохранить здоровье, принести счастье. Эта игрушка обретает жизнь при помощи воображения и внутренней энергии своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Арт-терапия методом изготовления кукол несет серьёзную психологическую роль, формируя и воплощая определённый идеал, давая выход эмоциям. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация. Психологическая практика данного метода основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах, а приёмы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того, как люди передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах, постепенно двигаясь к его осознанию.
Психологи считают возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счёт исцеляющих возможностей самого процесса художественного творчества, дающего выразить и заново пережить внутренние конфликты. Создание фольклорных кукол в процессе арт-терапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются: стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме; исследовать окружающий мир через символизацию его в особой форме, потребность понять и разобраться в себе, вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.
Образ в народной игрушке - кукле передается условно и обобщенно, но при этом он невероятно выразителен. Простота изготовления, индивидуальность творческого начала и яркость возрождают интерес к этим скромным куклам.
Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
-
Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально-приемлемые, допустимые формы.
-
Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.
-
Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
-
Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что продуктивная деятельность требует планирования и регуляции на пути достижения целей.
-
Оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний и реакций.
-
Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе, за счет социального признания ценности продукта, созданного самим человеком.
Дополнительная информация на сайтах:
-
сайт о народной тряпичной кукле http://www.rukukla.ru/
-
сайт, посвященный народной тряпичной кукле, традициям и обычаям славян, народным приметам и поверьям http://www.krupenichka.ru/