Школы здоровья Алтайского края

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ОБЖ в условиях реализации ФГОС Технологии проектного обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения

airo 1КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова»

Факультет воспитания и социализации

Кафедра воспитания и дополнительного образования

Кафедрв физического воспитания и безопасности жизнедеятельности

         Лаборатория развития жизненных навыков и инклюзии

г. Барнаул, ул. Пролетарская, 164

ОБЖ в условиях реализации ФГОС Технологии проектного обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения

Технологии проектного обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения

Написать письмо Печать PDF

Лопуга Василий Федорович, к.п.н., доцент, директор центра психолого-валеологического образования АКИПКРО.

1. В чем заключается специфика проекта как  формы учебной деятельности?

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

Метод проектов создает условия для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

Учебный проект - это          совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

2. Какие подходы лежат в основе метода проектной работы?

Метод проектной работы строится на следующих подходах:

  • Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению литературы и информатики
  • Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с учителем формирует знания и умения и создает объекты
  • Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему
  • Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим
  • Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности
  • Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося

Построенная на таких  подходах  учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.

Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.

3. Какие эффективные характеристики имеет метод проектов?

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет:

  • ­индивидуализировать обучение;
  • ­актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников;
  • ­позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе;
  • ­помогает выполнять работу в собственном ритме;
  • ­использовать полученные знания в практическом применении;
  • ­четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
  • ­видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
  • ­корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

То есть, метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.

4. Какие практические примеры использования проектной деятельности можно представить в качестве эффективных подходов в реализации ФГОС?

В рамках изучения раздела «Опасные и экстремальные природные условия»  выполняется практико–ориентированный проект «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде».

Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке обсуждается  тема, и затем дети разбиваются на группы по интересам, выбирают  для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащихся консультируются с учителем, обращаются в библиотеку школы и района, а также выходят в интернет. Они  ставят цель - создать конкретный продукт, и результат будет наглядным, он или есть или нет. Продукты проекта:

  • картотека съедобных и несъедобных грибов и растений,
  • фотоброшюра «Лесные ягоды»,
  • комплекс упражнений для снятия тревоги,
  • аптечка природных лекарственных средств,
  • макеты и презентация временных укрытий в лесу.

Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики   защищают свой проект с презентацией  не только материалов, но и способов работы над проектом.

Примером творческого проекта могут служить проекты на тему «Экологические проблемы современности», которые выполняются учащимися  при изучении раздела «Нарушение экологического равновесия». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что сохранение здоровья находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показывает, что нет “неуспевающих” детей.

Продукт проекта:

  • листовки с призывами беречь природу,
  • карта опасных объектов на территории, где живут дети, плакаты на экологическую тему,
  • презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы

Разработка  проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного  отрезка времени.

Эффективным представляется технология разработки мини-проектов (один урок). Примером служит выполнение  мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера»

Группы формируются по 4-5 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. Во время защиты мини-проекта группа объясняет,  что делают герои рисунка, и почему.  Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных,  артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная моя задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

5. Есть отличия организации проектной деятельности в старшей школе на уроках ОБЖ?

На заключительных уроках  по разделу ЗОЖ в 10 классе проводится мониторинг здоровья, где учащиеся оценивают сферы жизнедеятельности и по результатам диагностики делают вывод: для гармоничного существования человека необходимо гармоничное функционирование всех сфер жизни, а для этого важно здоровье человека. Выделяя причины ухудшения здоровья, учащиеся разрабатывают стратегию и тактику универсальных действий и индивидуальных способов поведения, безопасного для здоровья.

 

6. Какие формы оценивания проектных работ можно использовать на уроках ОБЖ?

Выполненный проект вначале оценивают сами авторы (или автор). Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку  проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся. Учащиеся, не менее 3–х,   выбираются из числа учеников старшего класса (в отличие от проектантов), успешно выполнившие проект по данной тематике. И оценка выставляется учителем-руководителем проекта.

Рейтинговые оценки всех представленных проектов выставляются на всеобщее обозрение. Учащиеся с критериями оценки знакомятся до начала работы над проектом.

Критерии оценки проекта.

Критерии оценки выполнения проекта:

  1. практическая направленность проекта и значимость выпол­ненной работы;
  2. важность темы проекта;
  3. полнота раскрытия темы;
  4. оригинальность предложенных решений;
  5. качество выполнения продукта проекта;
  6. качество портфолио.

Критерии оценки защиты проекта:

  1. раскрытие содержания проекта;
  2. использование средств наглядности, компьютерных средств;
  3. убедительность презентации;
  4. ответы на вопросы.

В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

 

"Школы здоровья Алтайского края" образовательная сеть