"Оценка качества здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений"

25.09.2012 11:45 Елена Пойда
Печать

Лопуга Василий Федорович, к.п.н., доцент, директор центра психолого-валеологического образования АКИПКРО.

1. На чем основана необходимость оценки качества здоровьесберегающей деятельности школ?

Модернизация содержания общего среднего образования сопровождается внедрением  различных образовательных программ и  технологий воспитания и обучения. К сожалению, в настоящее время не проводится оценка безопасности образовательной среды, в том числе условий, программ, методик и режимов обучения на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья обучающихся. В то же время,  Закон РФ «Об образовании» определяет  охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности  образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения и воспитания, организацию и проведение постоянного мониторинга влияния этих условий на  организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения.

В соответствии с действующим законодательством  РФ образовательные учреждения или их учредители должны проводить работы по обоснованию безопасности для детей  и подростков новых образовательных программ и технологий. Согласно Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию в образовательной деятельности только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Для того чтобы оценить уровень безопасности и безвредности условий обучения, а также образовательных технологий, реализуемых в  учреждении, необходимы научно обоснованные методические рекомендации по объективной оценке по влиянию комплекса факторов образовательной среды на изменение функциональных резервов и состояние организма воспитанников и обучающихся в динамике учебного года.

2. Каковы основные положения системы оценки здоровьесберегающей деятельности?

Система оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения   строится на соответствующей методологической основе,  основными  положениями которой являются:

3. Существует ли порядок действий или алгоритм такой оценки?

В основе оценки качества здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений должны лежать результаты комплексных гигиенических исследований по изучению влияния факторов образовательного среды на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья  воспитанников и учащихся.

Алгоритм  оценки включает:

а)  оценку факторов внешней среды,

б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в начале учебного года,  результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния  их организма,

в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года,  результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма,

г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей,

д) оценку  здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения,

4. Каковы критерии оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения?

В качестве критериев оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения принимаются две группы критериев.

К 1-й группе критериев относятся соответствия нормативным документам гигиенических требований  к факторам внешней среды:

Ко 2-й группе критериев относится статистически достоверное отсутствие ухудшения хотя бы одного из функциональных показателей или положительная динамика  показателей функционального состояния организма, физического развития и состояния здоровья:

5. Каковы показатели оценки качества здоровьесберегающей деятельности?

  1. Соотношение элементов инфраструктуры образовательных учреждений по соответствию гигиеническим требованиям.
  2. Доля классных комнат и кабинетов образовательного учреждения, отвечающих гигиеническим требованиям к воздушно-тепловому режиму классных помещений, рекреаций и спортивного зала.
  3. Доля классных комнат и кабинетов образовательного учреждения, отвечающих гигиеническим требованиям к естественному и искусственному освещению рабочих  мест, классных помещений, рекреаций, спортивных залов.
  4. Доля классных комнат и кабинетов образовательного учреждения, отвечающих гигиеническим требованиям к ученической мебели и ее расстановке.
  5. Доля учащихся, обеспеченных горячим питанием в школе. (отношение количества учащихся, обеспеченных горячим питанием, к общему количеству учащихся школы).
  6. Доля учащихся, имеющих позитивную динамику умственной работоспособности в течение учебного года (отношение детей, имеющих стабильное состояние умственной работоспособности в течение года, к общему количеству обучающихся в школе).
  7. Доля учащихся, имеющих позитивную динамику физической подготовленности в течение учебного года (отношение детей, имеющих положительную динамику физической подготовленности в течение года, к общему количеству обучающихся в школе).
  8. Доля учащихся, имеющих основную медицинскую группу для занятий физической культурой (отношение к общему количеству детей).
  9. Соотношение обеспеченности специалистами, занимающихся сохранением, укреплением и формированием здоровья (учителя физической культуры, ОБЖ, педагоги-психологи) к требуемому составу.
  10. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации или переподготовку по здоровьесберегающим технологиям.
  11. Доля детей, получивших оздоровление и отдых  в каникулярное время от общего количества детей (по каникулярным периодам года).
  12. Доля детей, обучающихся по программам дополнительного образования в области здоровья и здорового образа жизни,  от общего количества детей.
  13. Доля детей, принимающих участие в спортивных соревнованиях, конкурсах и  турнирах по ЗОЖ, от общего числа учащихся.
  14. Доля учащихся, включенная в реализации дополнительных программ в области здорового и безопасного образа жизни,  от общего количества учащихся.
  15. Доля специалистов ОУ, задействованных в разработке и реализации дополнительных программ в области здорового и безопасного образа жизни.
  16. Доля учителей, использующих здоровьесберегающие технологии в условиях ОУ,  от общего количества учителей (по ступеням образования).
  17. Доля учителей образовательного учреждения, реализующих образовательные программы по обучению навыкам здорового образа жизни,  от общего количества учителей.
  18. Доля детей, участвующих в научно-исследовательских, учебных и социальных проектах,  связанных со здоровьем и здоровым образом жизни от общего количества обучающихся (по ступеням образования)
  19. Доля детей, занимающихся в спортивных секциях, танцевальных и  хореографических  студиях, клубах ОФП (здоровья), туризма,  центрах военно-спортивной направленности, от общего количества учащихся
  20. Доля учащихся, включенных в волонтерские и общественно-активные объединения  и движения по пропаганде здорового образа жизни,  от общего количества учащихся (по ступеням обучения)