Школы здоровья Алтайского края

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Региональный проект «Школы здоровья Алтайского края» Технологии разработки и реализации проектов «Школа здоровья»

airo 1КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова»

Факультет воспитания и социализации

Кафедра воспитания и дополнительного образования

Кафедрв физического воспитания и безопасности жизнедеятельности

         Лаборатория развития жизненных навыков и инклюзии

г. Барнаул, ул. Пролетарская, 164

Региональный проект «Школы здоровья Алтайского края» Технологии разработки и реализации проектов «Школа здоровья»

Технологии разработки и реализации проектов «Школа здоровья» в условиях инновационного развития образовательных учреждений

Написать письмо Печать PDF

Технологии разработки и реализации проектов «Школа здоровья» в условиях инновационного развития образовательных учреждений

 Лопуга Василий Федорович, к.п.н., доцент, директор центра психолого-валеологического образования АКИПКРО.

1. На решение каких задач развития детей, подростков и молодежи направлены проекты «школ здоровья»?

В соответствии с особенностями психофизиологическо­го и социального развития были определены задачи для каж­дого возрастного этапа, от качества решения которых зависит здоровье индивида как в онтогенезе, так и в будущей взрос­лой жизни. По мнению экспертов ВОЗ, подросткам и моло­дежи необходимо решить следующие задачи своего развития:

а) адаптация к физиологическим и анатомическим измене­ниям, связанным с процессом созревания, и изменения моде­ли своего поведения в соответствии с признаками психофизиологической зрелости;

б) постепенный отказ от ранних форм отно­шений с родителями и установление более тесных контактов со сверстниками, что развивает способность к близким взаи­моотношениям;

в) идентификация себя как личности, в том числе в гендерной и социально-коммуникативной сферах;

г) применение на практике своего багажа знаний, обогащенного в результате обретения "чувства общества" и составления для себя "общей картины мира";

д) развитие способностей к профессиональ­ной деятельности и целесообразному проведению досуга (при этом постепенно происходит отбор таких видов дея­тельности и поведения, которые оптимальны как для индиви­дуума, так и для общества)»

  2. Какие базовые компоненты включает образовательная модель «Школы здоровья»?  

Первоначальная модель «Школа здо­ровья» была трехкомпонентной и включала в себя следую­щее:

1) информацию по проблемам здоровья в учебных курсах, ориентированную на повышение понимания учащимися принципиальных основ здоровья и нацеленную на изменение  поведения с ориентацией на здоровье;

  1. 2)совершенствование школьной медицинской службы, призванной обеспечить профилактику проблем, связанных со здоровьем (ранняя идентификация и оказание конкретной помощи в условиях образовательного учреждения);

  2. 3)оздоровление образовательной среды (приоритетное внимание физическому и психическому здоровью учащихся, созданию условий для их сохранения и совершенствования).

3. Какие направления выделяют  в  деятельности «школ здоровья»?

 

Функционирование и развитие “Школ здоровья” предполагает органичное соединение усилий специалистов необходимых профилей. Поэтому реализация всей деятельности в рамках проекта естественно подразделяется на педагогическое, медицинское и психологическое направления со здоровьесбергеающими компонентами.

Основная сложность в обеспечении здоровья детей в “Школах здоровья” видится в проблемах координации усилий специалистов различных профилей. Будучи узкими специалистами в своих областях, с одной стороны, они являются участниками целостной и многосторонней деятельности на единый результат, — с другой. Залог успеха их  деятельности заключается в организации взаимодействия специалистов различных профилей, а также в углубленной целенаправленной работе специалистов по каждому из направлений.

Особую проблему составляет частичное “перекрытие” пространств деятельности специалистов в процессе решения реальных задач в рамках образовательного учреждения. К примеру, достаточно часто возникает необходимость быстрых и точных психологических решений (требующих определенной психологической квалификации) со стороны педагога. Разграничение динамики соматических и психологических проблем также не всегда происходит достаточно очевидным образом. Тем самым с неизбежностью возникает необходимость согласования методов, позволяющих осуществлять координацию разноплановых профессиональных вмешательств.

4. Какие требования в части охраны здоровья учащихся, предъявляются сегодня к деятельности образовательных учреждений?

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников. Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников:

  • ­социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;

  • ­факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;

  • ­фактор значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом;

  • система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;

  • особенности отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта "нездоровья" (за исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Настоящие Требования включают восемь групп требований:

1)  целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

3)  рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

5. Какие шаги необходимо предпринять для разработки и реализации проекта «Школа здоровья» в образовательном учреждении?

Можно определить 4 ключевых шага в разработке проекта «Школа здоровья».

Первый шаг. Выработка концепта: совокупности разнопрофильных, разнопредметных взглядов на исходный замысел (идею) и разнопозиционных отношений к нему. Он концентрирует в себе достаточно общий (образовательный, культурный, социальный) смысл проекта, цели его реализации, результаты комплексного анализа наличного положение дел («болевые точки», тупики, практические проблемы), намечающего образ «желаемого будущего». Эффективной реализации первого шага способствует представление основных положений анализа определения соответствие «болевых точек» (проблем) по отношению к основным идеям проекта в виде таблицы:

 

Болевые точки (фиксация проблемы)

Основные субъектные позиции

по отношению к проблеме

Основная идея проекта

Образовательный, культурный

и социальный смысл проекта

       

 

Второй шаг. Определение основных направлений действий и принципы их координации, позволяющие преобразовать существующее положение дел в ожидаемом и желаемом направлении. При выполнении второго шага необходимо определить основные направления действий и принципы их координации, позволяющие преобразовать существующее положение дел в ожидаемом и желаемом направлении. Результаты анализа необходимо представить в таблице:

Основные направления действий

Принципы их координации

Что конкретно будет

изменено в ситуации

Ожидаемый результат (характеристика новой ситуации)

       

 

Третий шаг. Намечаются общие способы и необходимые условия (имеющиеся и требуемые) достижения стратегических целей проекта. Это могут быть эскизные модели инновационных институций, идеи возможных общественных коалиций, нормативные принципы и экономические основы проекта.

Определение стратегических целей, общих способов и необходимых условий достижения целей проекта также представляется в таблице.

Стратегическая цель проекта

Способы её достижения

Необходимые условия достижения стратегических целей

Возможные организационные структуры и кооперации

       

 

Четвертый шаг. Обоснованное прогнозирование социокультурных и общеполитических последствий разрабатываемого (а в перспективе -реализуемого) инновационного проекта. На данном шаге необходимо определить качественные и количественные характеристики ожидаемых результатов. Описание социокультурных последствий, которые можно ожидать при реализации проекта, представляются в таблице.

Ожидаемые результаты

Количественные характеристики результата

Качественные

характеристики

результата

Возможные социокультурные последствия

Условия  достижения

максимальных  позитивных последствии

         
 

"Школы здоровья Алтайского края" образовательная сеть