Школы здоровья Алтайского края

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Региональный проект «Школы здоровья Алтайского края» Методика мониторинга здоровьесберегающей деятельности

airo 1КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова»

Факультет воспитания и социализации

Кафедра воспитания и дополнительного образования

Кафедрв физического воспитания и безопасности жизнедеятельности

         Лаборатория развития жизненных навыков и инклюзии

г. Барнаул, ул. Пролетарская, 164

Региональный проект «Школы здоровья Алтайского края» Методика мониторинга здоровьесберегающей деятельности
Методика мониторинга

Организация мониторинга здоровья учащихся старших классов

Написать письмо Печать PDF

Организация мониторинга здоровья учащихся старших классов

 

"Оценка качества здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений"

Написать письмо Печать PDF

Лопуга Василий Федорович, к.п.н., доцент, директор центра психолого-валеологического образования АКИПКРО.

1. На чем основана необходимость оценки качества здоровьесберегающей деятельности школ?

Модернизация содержания общего среднего образования сопровождается внедрением  различных образовательных программ и  технологий воспитания и обучения. К сожалению, в настоящее время не проводится оценка безопасности образовательной среды, в том числе условий, программ, методик и режимов обучения на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья обучающихся. В то же время,  Закон РФ «Об образовании» определяет  охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности  образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения и воспитания, организацию и проведение постоянного мониторинга влияния этих условий на  организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения.

В соответствии с действующим законодательством  РФ образовательные учреждения или их учредители должны проводить работы по обоснованию безопасности для детей  и подростков новых образовательных программ и технологий. Согласно Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию в образовательной деятельности только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Для того чтобы оценить уровень безопасности и безвредности условий обучения, а также образовательных технологий, реализуемых в  учреждении, необходимы научно обоснованные методические рекомендации по объективной оценке по влиянию комплекса факторов образовательной среды на изменение функциональных резервов и состояние организма воспитанников и обучающихся в динамике учебного года.

2. Каковы основные положения системы оценки здоровьесберегающей деятельности?

Система оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения   строится на соответствующей методологической основе,  основными  положениями которой являются:

  • комплексный характер оценки, отражающих влияние условий и факторов учебного процесса на основные физиологические системы организма, обеспечивающие умственную деятельность обучающихся,
  • исследование влияния факторов образовательной среды, в том числе технологий обучения и воспитания, должно проводиться при полном соответствии факторов внешней среды существующим гигиеническим требованиям,
  • адекватность методов исследования состоянию оцениваемых физиологических систем растущего организма,
  • унификация методических приемов исследования и оценки полученных результатов с стандартизация протоколов исследования,
  • результативность алгоритмов  оценки должно основываться на объективности, информативности и чувствительности  методических подходов к исследованию динамики функциональных параметров организма в течение учебного года,
  • динамический характер исследований, поскольку информативность изменений показателей физиологических систем организма детей выявляется только в условиях сравнительного анализа оцениваемых показателей на начальном и конечном этапе наблюдения (в начале и в конце учебного года),
  • сравнение результатов исследований в начале и в конце учебного года должно основываться на статистических методах анализа с учетом количества наблюдаемых детей и направленности изменений показателей их функционального состояния организма и состояния здоровья,
  • влияние образовательной среды на детских организм не может быть признано безопасным, если отмечается статистически достоверное ухудшение хотя бы одного из показателей функционального состояния организма или состояния здоровья.

3. Существует ли порядок действий или алгоритм такой оценки?

В основе оценки качества здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений должны лежать результаты комплексных гигиенических исследований по изучению влияния факторов образовательного среды на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья  воспитанников и учащихся.

Алгоритм  оценки включает:

а)  оценку факторов внешней среды,

б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в начале учебного года,  результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния  их организма,

в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года,  результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма,

г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей,

д) оценку  здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения,

4. Каковы критерии оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения?

В качестве критериев оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения принимаются две группы критериев.

К 1-й группе критериев относятся соответствия нормативным документам гигиенических требований  к факторам внешней среды:

  • зданию,
  • площадям групповых и классных помещений,
  • воздушно-тепловому режиму,
  • уровням естественного и искусственного освещения,
  • ученической мебели и ее расстановке.

Ко 2-й группе критериев относится статистически достоверное отсутствие ухудшения хотя бы одного из функциональных показателей или положительная динамика  показателей функционального состояния организма, физического развития и состояния здоровья:

  • физическое развитие (длина и масса тела),
  • физиометрические показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти),
  • физическая работоспособность (PWC 170 по  данным степ-теста),
  • физическая подготовленность (результаты тестирования по специальным тестам),
  • состояние здоровья (по данным острой заболеваемости, индексу здоровья, количеству часто болеющих детей).
  • умственная работоспособность (по данным корректурного теста и критической частоты слияния мельканий),
  • психо-эмоциональное состояние (выраженность психо-эмоционального напряжения и   стресса, уровень тревожности)
  • функциональные возможности (по уровню адаптационного потенциала),

5. Каковы показатели оценки качества здоровьесберегающей деятельности?

  1. Соотношение элементов инфраструктуры образовательных учреждений по соответствию гигиеническим требованиям.
  2. Доля классных комнат и кабинетов образовательного учреждения, отвечающих гигиеническим требованиям к воздушно-тепловому режиму классных помещений, рекреаций и спортивного зала.
  3. Доля классных комнат и кабинетов образовательного учреждения, отвечающих гигиеническим требованиям к естественному и искусственному освещению рабочих  мест, классных помещений, рекреаций, спортивных залов.
  4. Доля классных комнат и кабинетов образовательного учреждения, отвечающих гигиеническим требованиям к ученической мебели и ее расстановке.
  5. Доля учащихся, обеспеченных горячим питанием в школе. (отношение количества учащихся, обеспеченных горячим питанием, к общему количеству учащихся школы).
  6. Доля учащихся, имеющих позитивную динамику умственной работоспособности в течение учебного года (отношение детей, имеющих стабильное состояние умственной работоспособности в течение года, к общему количеству обучающихся в школе).
  7. Доля учащихся, имеющих позитивную динамику физической подготовленности в течение учебного года (отношение детей, имеющих положительную динамику физической подготовленности в течение года, к общему количеству обучающихся в школе).
  8. Доля учащихся, имеющих основную медицинскую группу для занятий физической культурой (отношение к общему количеству детей).
  9. Соотношение обеспеченности специалистами, занимающихся сохранением, укреплением и формированием здоровья (учителя физической культуры, ОБЖ, педагоги-психологи) к требуемому составу.
  10. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации или переподготовку по здоровьесберегающим технологиям.
  11. Доля детей, получивших оздоровление и отдых  в каникулярное время от общего количества детей (по каникулярным периодам года).
  12. Доля детей, обучающихся по программам дополнительного образования в области здоровья и здорового образа жизни,  от общего количества детей.
  13. Доля детей, принимающих участие в спортивных соревнованиях, конкурсах и  турнирах по ЗОЖ, от общего числа учащихся.
  14. Доля учащихся, включенная в реализации дополнительных программ в области здорового и безопасного образа жизни,  от общего количества учащихся.
  15. Доля специалистов ОУ, задействованных в разработке и реализации дополнительных программ в области здорового и безопасного образа жизни.
  16. Доля учителей, использующих здоровьесберегающие технологии в условиях ОУ,  от общего количества учителей (по ступеням образования).
  17. Доля учителей образовательного учреждения, реализующих образовательные программы по обучению навыкам здорового образа жизни,  от общего количества учителей.
  18. Доля детей, участвующих в научно-исследовательских, учебных и социальных проектах,  связанных со здоровьем и здоровым образом жизни от общего количества обучающихся (по ступеням образования)
  19. Доля детей, занимающихся в спортивных секциях, танцевальных и  хореографических  студиях, клубах ОФП (здоровья), туризма,  центрах военно-спортивной направленности, от общего количества учащихся
  20. Доля учащихся, включенных в волонтерские и общественно-активные объединения  и движения по пропаганде здорового образа жизни,  от общего количества учащихся (по ступеням обучения)
 

Методика мониторинга

Написать письмо Печать PDF

Методические  рекомендации  «Организация  мониторинга  здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений Алтайского края  в условиях реализации ФГОС».

 Методика  подготовлена  коллективом  кафедры  здоровьесберегающих  технологий АКИПКРО  под  руководством Лопуга Василия Федоровича, к.п.н., директора  центра  психолого-валеологического  образования  АКИПКРО,  доцента  кафедры  здоровьесберегающих технологий.

 



"Школы здоровья Алтайского края" образовательная сеть